Исследование ЗОЖ учащихся

Исследование социально-педагогических условий формирования здорового образа жизни у школьников

Для определения конкретных шагов, направленных на формирование у школьников здорового образа жизни необходимо, в первую очередь, определится с реальным состоянием этого вопроса в каждом конкретном образовательном учреждении, с каждым конкретным ребенком.

Исследования проводились с тремя категориями – учащимися школы, их родителями и педагогами.

Представление о здоровом образе жизни

Составляющие здорового образа жизни Учащиеся,% Родители,% Педагоги,%
рациональное питание и режим дня 26 45 66
физическое развитие 70 65 66
комфортный психологический климат 8 15 26
отсутствие вредных привычек 75 70 66
экологически безопасная среда 11 35 -

Рис. 1. Сравнение представлений о здоровом образе жизни

Анализ этих данных показывает, что большая часть учащихся (70 – 75 %) и родителей (65 – 70 %) знают в основном только о двух из пяти основных условий формирования здорового образа жизни: физическое развитие и отсутствии вредных привычек. Педагоги (66 %) кроме этих условий знают еще и о необходимости рационального питания.

На вопрос, в каком возрасте вы впервые обратили внимание на образ жизни людей и когда впервые задумались о своем образе жизни, ответы распределились следующим образом

В каком возрасте начинают задумываться об образе жизни людей и

своем образе жизни

Вопрос до 6 лет 6 – 10 10 – 14 14 – 18 старше 18 лет
Когда обратили внимание на образ жизни людей ученики 8 16 50 20 -
родители - 5 40 15 15
педагоги - 6 20 20 26
Когда задумались о своем образе жизни ученики 3 11 48 30 -
родители - 15 25 10 15
педагоги - - - 33 46

Анализ полученных данных показывает, что дети начинают обращать внимание на образ жизни людей с 6 лет, а к 14 годам на образ жизни людей обратили внимание 74 % учащихся. Мысли о своем образе жизни начинают появляться у ребенка к 6 годам, а к 14 годам об этом задумывались более 62 % учащихся. Следовательно, к этому времени уже должна вестись целенаправленная работа и родителей, и педагогов, и всех социальных институтов общества по формированию в сознании подростков здорового образа жизни. И начинаться эта работа должна задолго до поступления ребенка в школу, по сути, эта работа должна начинаться с момента его рождения.

Результаты анкетирования учащихся, родителей и педагогов

по реализации здорового образа жизни (ЗОЖ)

Вопрос % % %
Насколько удалось реализовать свое представление о ЗОЖ полностью частично не удалось
ученики 31 65 4
родители 25 55 20
педагоги 6 73 21
Отношение к людям ориентированнымна ЗОЖ положительно отрицательно безразлично
ученики 78 - 22
родители 100 - -
педагоги 100 - -
Чего не хватает для ведения или стремления к ЗОЖ времени знаний всего
ученики 75 5 20
родители 55 - 45
педагоги 53 6 41
Как часто задумываетесь о здоровом образе жизни часто иногда никогда
ученики 30 53 17
родители 70 30 -
педагоги 73 27 -

Рис. На сколько удалось реализовать свое представление о ЗОЖ

Анализ полученных данных свидетельствует о следующем:

  • в вопросе о реализации здорового образа жизни ученики в целом полностью или частично (96 %) опережают и родителей (80 %) и педагогов (79 %);
  • в вопросе отношения к людям ориентированным на здоровый образ жизни настораживает безразличное отношение 22 % учащихся, в то время как 100 % родителей и педагогов к таким людям относятся положительно;
  • в вопросе чего не хватает для ведения здорового образа жизни, все категории на первое место поставили не хватку времени и наибольшая нехватка времени у 75 % учащихся, что может указывать на нерациональное использование своего времени или отсутствие строго определенного режима дня;
  • в вопросе часто или задумываетесь о здоровом образе жизни в сравнении с родителями и педагогами, которые часто и иногда задумываются в 100% случаев, 17 % учащихся никогда не задумываются об этом, что является негативным показателем.
  • ответом на последний вопрос эти 17 % учащихся объясняют отсутствием побудительных мотивов, а именно что никто и ничто не способствует появлению у них мыслей о здоровом образе жизни, а также не знание литературных или иных источников информации.
  • вместе с тем, значительная часть учащихся отмечает, что способствует появлению мыслей о здоровом образе жизни занятия спортом, внешний вид физически развитых людей, возможные последствия вредных привычек, личный пример родственников, друзей, некоторые телевизионные передачи, а также личный опыт и мысли о будущей жизни.

Результаты анкетирования родителей учащихся 1 – 9-х классов:.

Рис. 6. Считают семью спортивной

Рис. 7. Приобщают детей к спорту в семье

Рис. 8. Занимаются родители физкультурой с детьми

Анализ данных приобщения детей к спорту показывает, что больше всего с детьми занимаются в начальной школе, в средней школе этих занятий значительно меньше. Настораживает тот факт, что значительное количество родителей вообще не занимаются физкультурой со своими детьми (3 классы – 33 %; 7 классы – 44 %; а 8 и 9 более 64 %). Хотя в целом родители отмечают, что они приобщают детей к спорту (более 92 % в 1 – 9-х классах) а 33 % считают свои семьи спортивными.

Данные по вредным привычкам родителей не внушают оптимизма, в среднем курит 11 % матерей и 61 % отцов, что, безусловно, является плохим примеров для их детей, хотя с возрастом число курящих постепенно уменьшается: с 89 % отцов в 3-м классе до 56 % в 9-м классе.

Взаимоотношения в семьях учащихся в целом дружеские, о чем отмечают в среднем 62 % родителей, а остальных семьях бывают редкие ссоры.

Рис. Образ жизни семьи по опросам родителей

В целом родители отмечают, что в их семьях сложился здоровый (67 %) или вполне здоровый (33 %) образ жизни. Хотя наилучшие показатели в семьях начальной школы, соответственно 78 и 22 %%.

По результатам экспериментальных исследований можно сделать вывод, что в целом в семьях учащихся складывается в большей степени здоровый образ жизни. Его поддерживает подавляющее число родителей, к нему стремятся учащиеся. Но существует ряд проблем, решение которых существенно приблизит учащихся к здоровому образу жизни.

В результате экспериментальных исследований выявлено, что из числа опрошенных учащихся знают о составляющих здорового образа жизни:

  • рациональное питание – 26 %;
  • физическое развитие, режим дня – 70 %, но не занимаются физической зарядкой 33 %;
  • комфортный психологический климат – 8 %;
  • отсутствие вредных привычек – 75 %, но в семьях курят 61 % отцов и 11 % матерей;
  • экологические факторы – 11 %